Тест-драйв Lexus CT200h: Приулексусный гибрид
Тест-драйв Lexus CT200h: Приулексусный гибрид
Всего полвека назад человечество совершенно не заботило ни состояние нашей планеты, ни наносимый ей вред. Хотя, что уж там планета, когда люди даже не думали о собственном здоровье. Нет, они конечно и сейчас о себе не думают, но тогда это просто доходило до абсурда. Живым тому примером являются рекламные плакаты из прошлого века, которые призывали перевести детей на диету из колы, использовать кокаиновые капли от зубной боли, а Санта-Клаус вообще предпочитал не печенье с молоком, а пачку другую сигарет кэмел. Так и представляю: сидит Санта с бутылкой виски и сигаретой в зубах и вручает сидящему на коленях малышу колу и кокаиновые капли от зубной боли.
И это только поверхность айсберга. Мало кто знает, но в начале 20-х годов прошлого столетия в качестве антидетонирующей присадки к моторному топливу стали использовать тетраэтилсвинец. Это крайне ядовитое металлоорганическое соединение загрязняло окружающую среду, попадая в атмосферу через выпускную систему автомобиля вместе с выхлопными газами. Полностью избавиться от ядовитой присадки удалось лишь в 1986 году в США и в 2000 в России. Настолько было сильным лобби производителей топлива.
Но проходили десятилетия, и люди стали кое-что замечать. Замечать, что множество видов животных и растений уничтожено или находятся на грани исчезновения. Замечать, что льды на полюсах катастрофически быстро тают. Замечать, что орбита земли превратилась в гигантский мусорный полигон. Наконец, замечать, что запасов всей нефти осталось всего на 50 лет. Не лучшая перспектива, учитывая, что человечество абсолютно не готово полностью перейти на альтернативные виды топлива.
Это Lexus CT200h. Уже скоро мы будем говорить о нем.
И что?! Вы думаете, все вдруг взялись за голову?! Как бы не так! Экология стала мейнстримом, экология стала трендом, экология стала очередным способом заработать. Но проблемы экологии так и остались заперты в темном чулане. Полки супермаркетов усеяны товарами, в названии и описании к которым миллион раз написано “Био”, “Эко” или, что-то вроде “Фермерский продукт”. Чтобы наверняка уверить вас в том, что покупая именно эту банку тунца, вы спасаете планету от неминуемой гибели, этим же объясняя втридорога поднятые на нее цены. Ладно, оставим супермаркеты, эта тема очень сложная, об этом лучше в другой раз. Когда?! Думаю, никогда будет лучше всего.
Итак, раз уж у вас хватило терпения дочитать до этого момента, чему я удивлен, то перехожу к делу. Электрокары — спасательные шлюпки для планеты, которые пока что сами требуют спасения. Эти автомобили, как примадонны, умеют хорошо загорать на солнышке, потягивая Пина Коладу где-нибудь в теплой Калифорнии. В условиях же менее нежных начинаются капризы. Я уже не говорю о реалиях нашей России, где электрокары вроде Лиф или Аймью не едут дальше, чем от дома до работы, если конечно работа за углом. Сейчас все вспомнят про электрическую Теслу, но давайте будем реалистами: со своей ценой из нее миссия, как из Хаммера.
Вообще из современной концепции электромобилей спасательного круга пока что не выходит, разве что тот, что добивает утопающего ударом по голове. Эти машины не такие уж и “зеленые”, как принято считать, да в тихом омуте черти водятся, именно. Конечно, они не выделяют вредных веществ и не потребляют топливо, но вот заводы, что производят электромоторы и батареи к ним, разгуливаются по полной. И потом, в случае массового использования электромобилей что делать со сдохшими батареями? Это очередной токсичный мусор, который будет заполонять нашу планету. Переработка?! Утилизация?! У нас в стране утилизацию обычных батареек наладить-то не могут…
Так могло показаться, но не думайте, что я ярый ненавистник электрокаров и безумный фанат двигателей внутреннего сгорания. Просто на данный момент это игрушки и не более. Электрические суперкары — класс! QUANT e-Sportlimousine, Tesla Model S, Mercedes-Benz SLS AMG Electric Drive и другие — это великолепные машины, доступные лишь единицам.
У гибридных автомобилей дела обстоят получше. Гибридами они называются, потому что их силовая установка состоит из двигателя внутреннего сгорания и электромотора. Когда слышим “гибрид”, что первым приходит на ум?! Правильно! Это Приус.
Этот японский гибридный хэтчбек очень популярен на западе. Он есть у голливудских звезд, он есть и у обычных граждан. При этом он не дешевый, не практичный, и машина не пригубит чуть-чуть топлива, как леди шампанского. Для своего двигателя кушает Prius бензин, как дети кухарки котлеты. Хомячит, я бы сказал. Секрет в том, что приобретение гибрида или электрокара поощряется существенным снижением налогов, бесплатной парковкой, доступом в некоторые места города, куда въезд обычным машинам воспрещен и прочими приятными ни разу не мелочами. Отмечу, что это не про Россию…
Итак, японская компания Lexus решила пойти по протоптанной тропе своего родственника из компании Toyota, выпустив свой гибридный переднеприводный 5-дверный хэтчбек CT200h. И с таким названием издеваться над ним, как над Приусом будет сложнее. То, что машина пошла, показывает тот факт, что уже вышла ее обновленная версия в 2013 году, которая и попала в наши руки, которые растут известно откуда.
Подтверждает сей факт мой средний расход топлива, который составил 8,8 литров АИ95 на 100 километров. Это много, если учесть, что гибрид оснащен 136-сильной силовой установкой, которая состоит из 1,8-литрового 4-цилиндрового ДВС, электромотора и никель-металлогидридной батареи, а также бесступенчатой трансмиссии или проще говоря — вариаторам (в общем, все тоже самое, что стоит на Приусе). А также факт того, что производитель заявил средний расход топлива 3,6 литра на сотню. Ай-ай-ай…
Признаюсь, из меня рекордсмен по экономичности, как и гимнаст — никакой. Мое старание и терпение улетучивается мгновенно, как только загорается зеленый сигнал светофора. Но все же я пытался экономить, преодолевая боль и слезы, оттого что все меня обгоняют. Выносить такой стресс я долго не мог, поэтому периодически поправлял здоровье спортивным режимом.
С переводом контроллера в Sport приборная панель окрашивалась в красный цвет и появлялся тахометр, но самое главное, что напряжение поднималось с 500 В до 650 В, ДВС становится отзывчивее и оборотистее, а руль чувствительнее и жестче. И мой гибридный хэтчбек, как и по паспорту, набирал скорость в 100 километров в час за 10,3 секунды. Не быстро, но нормально.
Порою у меня складывалось ощущение, что CT200h сам не горит желанием экономить топливо. Японские инженеры подарили хэтчбеку настолько замечательную подвеску, отличную развесовку и низкий центр тяжести, что машина входит в поворот на 80 километрах в час, как влитая. Ну и о какой спокойной езде и экономичности тут может идти речь, когда тут такое веселье? Газ в пол и никак иначе! При этом эта чудо-подвеска прощает вам и кочки и ухабы. Главное привыкнуть к тормозу, так как из-за системы рекуперации энергии Лексус тормозил, скажем, неоднозначно.
Сбрасываем скорость до 40, переводим контроллер в режим эко и хэтчбек переходит в полностью электрический режим EV (electric vehicle). Максимальная скорость в таком режиме ограничена 45 километрами в час, а энергии в батареях хватит до трех километров. Кстати странно, что японцы не подняли планку до 50 км/ч, учитывая, что основным рынком для CT200h является Европа, а во многих городах там ограничение как раз “полтинничек”. В целом ощущения от езды только на электромоторе интересные. Хэтчбек почти бесшумно плывет по улицам Москвы, слышно только жужжание электромотора и вариатора, напоминая детские электрические машинки.
Кстати, детские машинки наш гибрид напоминает не только электромотором, но и пространством в салоне. А точнее его отсутствием. Мне с моим ростом в 187 сантиметров было тесно. И даже максимально поднятая вверх рулевая колонка и отодвинутое назад кресло не помешало моим коленям продолжить управлять рулем гибрида. Наглые колени. Ну а про место сзади я вообще молчу: сесть за мной мог разве что… мистер никто. Так как даже ребенок не поместился бы там. Инженерам стоило бы сделать хэтчбек трехдверным, это хоть немного оправдывало бы его тесноту.
Ожидать, что в багажном отделении будет много места также не стоит. Пара небольших чемоданов это максимум, на что рассчитан багажник в Лексусе. Однако, я предостерегу вас от бросания камнями в машину и в японских инженеров, когда ваша затея перевести на дачу тещу с рассадой провалится. Просто все свободное место в CT200h съела батарея, электромотор, запасное колесо и прочие магические механизмы. К сожалению, пока что мир не может похвастаться гибридным хэтчбеком, который по пространству в салоне и багажнике мог бы конкурировать с простыми собратьями.
И все-таки хоть я и был похож внутри гибрида на Гулливера в стране лилипутов, салон произвел на меня очень приятные впечатления. Все детали и кнопочки, все рычажки и переключатели, и прочие мелочи здесь все так тщательно сделано и проработано. Больше всего мне понравился селектор трансмиссии, переключающийся по h-образному пазу, но не фиксирующийся в крайних положениях, хоть он и требует некоторой привычки. У селектора, помимо “паркинг”, “драйв” и “нейтраль”, есть силовой режим B. Он активирует торможение двигателем, например, для спуска с горы. Также меня позабавил и контроллер инфотейнмент системы, напоминающий то ли джойстик от плейстейшн, то ли компьютерную мышь, но вот к нему точно придется привыкать.
В целом сложно сказать, чем определенно мне понравился этот гибридный японский хэтчбек. Думаю, как раз такими приятными мелочами, которые и делают его необычным, хоть и моментами неудобным и непрактичным. Это игрушка?! Да, определенно, игрушка для тех, кто мыслит, скажем, несколько иначе. Для тех, кого заботит то, что CT200h – самый чистый автомобиль с ДВС на рынке. Он производит не более 3,3 мг NOx на километр — в 60 раз меньше, чем Golf BlueMotion
Есть ли у него будущее?! Конечно, есть! Но, на мой взгляд, оно в Европе. В нашей стране люди пока не готовы так много платить только ради того, чтобы наносить меньше вреда планете. Именно меньше вреда, так как, как я уже сказал ранее, гибриды не спасут мир, но быть может, они немного продлят ему жизнь. Но и в нашей стране есть фанаты гибрида от Lexus. В конце концов, чем он хуже Приуса?!
P.S. Еще немного фото:
Благодарю компанию ООО "Тойота Мотор" и лично Владимира Грызлова за предоставленный автомобиль.
Текст и фото: Михаил Татарицкий
|