Toyota 4Runner: динозавр на планете кроссоверов
В отношении современных внедорожников наиболее распространены две точки зрения. Согласно первой, рамная классическая конструкция является глубоким пережитком и скоро вымрет под натиском современных авто с несущим кузовом. Вторая с этим не согласна, утверждая, что спрос на «настоящие» внедорожники будет до тех пор, пока существует настоящее бездорожье. 4Runner собственным примером демонстрирует волю к жизни, но как ни странно, уже почти архаичный и весьма прожорливый авто неплохо устроился – продажи растут год от года.
Чтобы не стоить иллюзий и не видеть то, чего нет, стоит оговориться сразу: Toyota уже работает над сменой поколений, но пока не готова ответить на вопрос о дате выхода преемника, а также о степени использования в его конструкции проверенных десятилетиями технических решений, в частности, рамы. Высока вероятность, что 2018 модельный год отнюдь не станет последним для нынешнего 4Runner: более того, еще 2-3 года модель продержится почти наверняка.
Относиться к этому можно по-разному, учитывая, что нынешнее пятое поколения и так задержалось на конвейере дольше всех прежних. Для сравнения, первый 4Runner выпускали всего 5 лет, а прошлое поколение продержалось уже почти семь. Современный 4Runner выпускают с 2009 года: модель пережила несколько обновлений, но их едва ли можно назвать крупными, поскольку двигатель и трансмиссия остаются прежними.
В цифрах нагляднее: 2018 стал одним из наиболее успешных в истории модели, если смотреть на американские продажи. Реализовано почти 112 000 авто, что сопоставимо с лучшими достижениями конца 90-х. Важно, что резкий рост продаж рамной модели отмечен в течение последних 2 лет – на момент выхода пятого поколения они едва составляли 50 000 в год. До конца 2017 продажи могут превысить 125 000, но уже сейчас видно, что «динозавр» опережает многие популярные кроссоверы. Например, на американском рынке уступят ему Nissan Pathfinder, GMC Acadia и Dodge Durango. Лишь слегка впереди окажутся недавно вменившие поколения Honda Pilot и Kia Sorento.
Логичным сравнением, исходя из цены и габаритов, для 4Runner является Highlander. Ему рамная модель заметно уступает, Highlander ежегодно покупают около 190 000 человек. При этом Highlander лучше управляется, эффективнее тормозит, заметно экономичнее и современнее. 4Runner проиграл? И да и нет. В абсолютном выражении догнать кроссовер не получится, но и задачи такой нет. У 4Runner свой покупатель - такой же, как у рамного Jeep Wrangler.
В активе 4Runner – брутальный дизайн, «квадратная» задняя часть, дающая впечатляющий габаритам и удобный багажник, который легко моется, хорошо подходит для больших собак, громоздкого груза, а заодно имеет одну из «фишек», которой нет почти ни у кого больше опускающееся, как в боковых дверях, заднее стекло.
Кроме багажника 4Runner может предложить своему владельцу, смело съехать с асфальта, причем, в зависимости о модификации, внедорожные качестве модели растут. Toyota активно продвигает бренд TRD, предлагая несколько модификаций. Речь может идти как по хитростях маркетологов и простом переименовании (так версии Trail и Trail Platinum теперь называются TRD Off-Road и TRD Off-Road Premium), так и о действительно новых разработках. В частности, версия TRD Pro отличается существенными изменениями в подвеске, иными колесами, защитой двигателя и элементов трансмиссии. Из недостатков – так и не появившаяся официально возможность установки лебедки.
Под капотом 4Runner – 4,0-литровый бензиновый V6 1GR-FE мощностью 270 л.с. и крутящим моментом 377 Нм. Двигатель не новый, образцовой экономичностью похвастать не может, однако за годы производства 4Runner серьезных претензий к нему не было. Отсутствие дизельной модификации для американского рынка не минус, а за его пределами 4Runner больше не предлагают. Тем не менее, низкая экономичность остается одним из наиболее негативных моментов в эксплуатации. По официальным данным, расход составляет 16,8 л/100 км в городском цикле и 11,2 л/100 км в загородном. Возможно, положение дел могла бы подправить более современная трансмиссия, но архаичный 5-ступенчатый автомат предлагается без альтернативы.
На ходу 4Runner уступает кроссоверам-одноклассникам практически во всем. Автомобиль кажется валким, крены высоки, рулевое управление прозрачное, но налицо определенное запаздывание. Тормоза эффективны, но по-прежнему срабатывают слишком резко. Странно, но такая управляемость не вызывает отторжения и не напоминает грузовой пикап. В ней есть особенности, но не компромиссы. Единственным, пожалуй, безоговорочным плюсом можно считать динамику (если не думать о расходе) и плавность хода.
Безопасность 4Runner, как и многое другое в этом авто, оставляет вопросы. Формально по американским федеральным стандартам NHTSA автомобиль отвечает всем требованиям. По методике испытаний страхового института дорожной безопасности (IIHS) достойные оценки у автомобиля только в «классических» тестах, а вот фактически проваленный еще в 2014 году фронтальный крэш-тест с уменьшенной зоной перекрытия так и остается неисправленным. Примечательно, что сама Toyota не торопится вносить изменения в конструкцию 4Runner, хотя аналогичные огрехи в отношении практически всех других своих моделей давно исправила.
Каково же нынешнее положение 4Runner? Японскую компанию модель устраивает: она неплохо продается и позволяет Toyota сохранять имидж производителя настоящих внедорожников. С другой стороны, высокий расход топлива тянет вниз средний показатель модельного ряда (важная характеристика для автопроизводителей на американском рынке), необходимость модернизации требует немалые средства, которые вкладывать в устаревающую модель нецелесообразно.
Крупной модернизации это поколение 4Runner уже, вероятно, не увидит, а каким будет преемник, работы над которым уже идут, пока вопрос открытый. В любом случае, у любителей рамных внедорожников еще есть несколько лет в запасе и продажи подтверждают их позитивный настрой.
|