Модели с таким названием нет ни в японской, ни в европейской гамме Toyota: это имя компания использует для главного и единственного минивэна своей американской линейки с 1997 года. Нынешнее поколение Sienna – третье по счету, его можно считать долгожителем, поскольку производится оно с 2010 года. В версии 2020 модельного года автомобиль сегмента, переживающего не лучшие времена, все же получил ряд косметических доработок.
Принято считать, что сегмент минивэнов движется к постепенному вымиранию под напором кроссоверов, способных предложить почти ту же вместимость, сопоставимый уровень комфорта и управляемости, но заметно большую универсальность и особенно проходимость. В целом это, пожалуй, верно: автопроизводители и сами не торопятся обновлять свои минивэны, стабильно увеличивая популяцию кроссоверов всех размеров и мастей.
Но так ли плохи дела у минивэнов? Нет, пожалуй. Sienna служит одновременно аргументом обеих позиций: да, это старая модель, которую не торопятся обновлять, но в то же время ее покупают, причем неплохо. Нынешнее десятилетие для минивэнов часто называют провальным, но у Sienna, за исключением 2018, когда спрос действительно заметно упал (реализовано менее 88 000 авто), продажи в США ни разу не опускались ниже 100 000 единиц в год. Не так уж и плохо для совсем не нового и не слишком модного авто. Говорить о каком-то особом секрете популярности Toyota здесь не имеет смысла, все кроется, пожалуй, в балансе, свойственном подавляющему большинству моделей, создаваемых не на пике моды, а с прицелом на практичность и взвешенный выбор.
Стоит обозначить круг ближайших конкурентов. Главный – извечный соперник Honda Odyssey – нынешняя версия заметно моложе и ей Sienna действительно во многом проигрывает. Очень сильные позиции у нового Chrysler Pacifica – этот продуманный и высокотехнологичный авто вдобавок предлагается еще и в гибридной версии, которой у Toyota с ее опытом в «гибридостроении», как ни парадоксально, нет. Наконец, Kia Sedona, которую еще несколько лет не воспринимали всерьез в качестве равного конкурента лидерам сегмента, сегодня уверенно играет на уровне, хотя по отдельным позициям и уступает. Чем сильна Sienna?
Во-первых – просторным салоном. У Sienna не так много места в ногах задних пассажиров, как у Odyssey, но в плечах заметно больше, чем у любого из конкурентов. Диапазон продольных регулировок позволяет сместить второй ряд вперед дальше, чтобы было больше места на третьем ряду или в багажном отсеке, если третий ряд убран. Второй ряд у Sienna не складывается под пол, как у Pacifica, но сами сиденья удобнее. Здесь, однако, вперед вырвется Odyssey, если речь зайдет о комфорте среднего пассажира на втором ряду. У Sienna там перемычка, отсутствие которой превращает салон в 7-местный, а у Odyssey полноценное место.
Возраст салона не спрятать: он скроен по моде 10-летней давности. С современными интерьерами Toyota у него нет ничего общего. Материалы в базовой версии неважные, но большая часть жесткого пластика и не слишком дорогой ткани меняется в лучшую сторону с повышением комплектации. Растет и цена, и здесь важно не перегнуть палку – в максимальной версии Limited, за которую в США просят 45 405 долларов Sienna является не самой разумной покупкой. Базовая L, которая стоит 32 510 долларов, впрочем, тоже может оттолкнуть скромностью внутренней отделки, кроме того, в ней не получить одну из главных «фишек» Sienna – полный привод, наличие которого поднимет цену примерно на 2 000 долларов. Его не может предложить никто из конкурентов, но об этом чуть ниже.
Интерьер не модный, но в целом добротный. Передняя панель может вызвать больше всего нареканий, особенно в свете попыток Toyota придать ей более свежий вид. Откровенно стара и неудобна на фоне современных моделей (в т.ч. и Toyota) мультимедийная система. Из нового в ней – поддержка Apple CarPlay но Android Auto нет. Неудобно расположение подогрева сидений.
То, как Sienna ведет себя на дороге, сильно зависит от комплектации. Можно сказать больше: во всех версиях, кроме SE и SE Premium – это худший представитель сегмента, но в двух означенных – едва ли не лучший. Как так получилось? Двигатель для Sienna предусмотрен только один – 3,5-литровый V6 мощностью 296 л.с. и крутящим моментом 357 Нм, трансмиссия – 8-ступенчатый автомат. SE и SE Premium позиционируются как «спортивные», но по современным меркам они являются более чем адекватными и водителя, который не просто желает попасть из одной точки в другую, не заработав сильную тоску. Формально Sienna самый мощный представитель сегмента, но автомобиль крайне неохотно разгоняется, кренится, медленно реагирует на руль. Ситуация только усугубилась после обновления 2017 года, когда в угоду экономичности педаль газа сделали вообще невосприимчивой к легким нажатиям. В «спортивном» SE и SE Premium картина иная – там все, как полагается современному авто, даже задумчивый 8-ступенчатый «автомат» ведет себя расторопнее. Все прочие версии подойдут только крайне флегматичному водителю.
Если нужно, Sienna может тянуть прицеп массой до 1587 кг. Двигатель весьма тяговит, поэтому нагрузка мало ощущается даже при полной загрузке.
Полный привод – отдельная тема. Ни у кого из конкурентов его нет, а Sienna может получить его во всех версиях, кроме базовой. На трассе и в городе на сухом асфальте разница неощутима, но если под колесами снег или грязь, большой и неповоротливый минивэн ведет себя, подобно кроссоверу, разве что дорожный просвет маловат и свесы велики.
По данным EPA, расход в городском цикле составляет 12,4 л/100 км, в загородном – 9,0, а в смешанном – 11,2 л/100 км. Соответствующие показатели полноприводной версии – 13,0; 9,8 и 11,8 л/100 км.
Безопасность федеральными органами в США (NHTSA) имеет максимальную оценку, но независимые тесты менее оптимистичны. Sienna едва прошла крэш-тест IIHS с уменьшенной зоной перекрытия при лобовом столкновении, особенно со стороны пассажира. Ответ прост – авто создавался тогда, когда подобных тестов не существовало вовсе.
Пока Toyota ничего не говорит о сроках выхода нового поколения, так что нынешнему придется держаться до последнего. С каждым годом это все сложнее, особенно на фоне более молодых конкурентов, особенно Honda Odyssey. Если в течение ближайших 2-3 лет Sienna не получит замены, то можно будет, пожалуй, действительно говорить о трудных временах в сегменте минивэнов, и практичным выбором при взвешенном подходе могут стать уже другие автомобили.
|
Отрыв Toyota Prius от ближайших преследователей заметный, но он не идет ни в какое сравнение с преимуществом Honda N-BOX над соперниками в сегменте кей-каров.
Данные за май публикует японская ассоциация автодилеров (JADA). Обошлось без сенсаций, но изменения в списке наиболее востребованных в Японии машин все же есть. Шесть моделей в Топ-10 у Toyota, по две у Honda и Nissan.
Первое место у Toyota Prius – 11 005 авто. Гибрид демонстрирует в последние месяцы стабильный прирост, а в мае продажи составили, в сравнении с тем же месяцем 2018 – 119 %. Второе место у Nissan Note (8 058), замыкает тройку лидеров Toyota Aqua с результатом 7 845.
Четвертое место у Toyota Roomy (7 728), пятое занимает Toyota Sienta (7 580), на шестом еще одна модель Toyota – Corolla (7 311).
В Топ-10 вошла и новинка японского рынка – следующее поколение RAV4 (6 817). Эта модель стала единственным кроссовером в Топ-10.
Восьмое и девятое места достались Honda: Freed (6 579) и Fit (6 531), а на десятом возвращение в список сильнейших демонстрирует Nissan Serena (6 430).
В сегменте кей-каров без перемен: первое место у недосягаемого Honda N-BOX – 22 231 авто. Для сравнения, Suzuki Spacia и Nissan DAYZ, также вошедшие в тройку на 2 и 3 местах проданы в количестве 13 391 и 11 883 единиц соответственно.
Кардинального перераспределения сил не ожидается, однако в июле выйдет новое поколение Daihatsu Tanto, продажи которого ожидаемо снизились до 10 933 авто. Июнь, вероятно, покажет еще большее падение спроса на Tanto, а вот июль и особенно август могут вернуть эту модель в тройку. В июле также ожидается выход нового поколения Honda N-WGN, что также может только усилить позиции Honda в сегменте микролитражек.
|